Из застенчивого ребенка обычно вырастает замкнутый, не реализовавшийся в жизни человек. Обычная застенчивость — это не просто качество характера, это проблемы психологические, неудачи в личной и общественной жизни. Поэтому очень важно вовремя понять, что ребенок застенчив, и помочь ему преодолеть эту проблему.
Главная роль в этом отводится, конечно же, родителям. То, что ребенок стеснительный и избегает общения, можно понять еще в 2 года. Не стоит ругать ребенка за это и заставлять его играть с детьми или разговаривать с тетей. Ваша задача — поднять его самооценку и уверенность в себе. У застенчивых детей обычно отрицательная «я — концепция».
Безусловная любовь мамы способна убедить ребенка в его значимости. Нельзя прямо указывать на неудачи и недостатки. Тем более, никогда не сравнивайте ребенка с другими и не высмеивайте его. Застенчивого ребенка нужно чаще хвалить, но это должно быть заслуженно.
Не допускайте излишних волнений и нервозности, таким детям противопоказаны фильмы со сценами насилия, страшные сказки или очень громкая музыка. В семье не должно быть конфликтов и ссор.
Обычно такие дети разговорчивы только в семье, и дело родителей побудить ребенка к общению. Для этого отношения с ребенком должны быть доверительными. Застенчивого дошкольника можно в форме игры готовить к разным ситуациям в жизни: посещение врача, парикмахерской, общение с учителем. Очень помогают раскрепоститься ребенку театральные постановки с помощью самодельных кукол.
Следующий шаг на пути преодоления застенчивости — это доверие к ребенку. Уже с двух лет ребенку можно давать посильные задания. Будете доверять ребенку, предоставите ему возможность решать какие-то вопросы самостоятельно — и он тоже станет доверять вам, к тому же это тоже повышает самооценку.
И главное, что нужно сделать родителям — это ориентировать ребенка на успех. Постоянно повторяйте ему, что у него все получится, хвалите за каждую удачу.
Если же ребенок гиперзастенчив, и родителям не удается справиться самостоятельно, нужно прибегать к помощи психолога и специальных тренингов, например, ролевых, подвижных и пальчиковых игр, психогимнастики, арт-терапии и релаксации.
И последний совет родителям — больше общайтесь со своими детьми. И не просто в форме нотаций и запретов, ребенку нужно простое человеческое общение, и нуждается он в нем уже с рождения.