Многие учителя не готовы быть педагогами.
Десятки лет длится спор о том, должна ли школа быть только учебным заведением или выполнять также задачи воспитания. Исследования говорят о том, что большая часть учителей перекладывают эту обязанность на семью. В 1960-е годы возобновились дискуссии о «конце эпохи воспитания» в постиндустриальном обществе. Это был своего рода протест в защиту свободной личности против притязаний тоталитаризма на формирование молодого поколения под всеобъемлющим контролем государства.
Исходя из того, что человек сам образует себя под влиянием среды, роль школы стали ограничивать передачей ученикам знаний и умений, необходимых в жизни, а школьных учителей превратили в преподавателя узкого профиля. В результате многие родители, испытывая трудности в воспитании детей, разочаровались в школе, не оправдавшей их ожиданий.
Обучаемые или воспитываемые.
Современная педагогическая наука исходит из того, что школьник — не пассивный объект педагогического воздействия, а субъект активного общения с учителями. Педагог начинает работать с ним не с «чистого листа», ибо каждый ребенок — индивидуальность со своими природными задатками, а также опытом, приобретенным в дошкольной и внешкольной жизни.
За годы своей жизни он усваивает первичные представления о добре и зле, дозволенном и запретном, прекрасном и безобразном. Учитель вынужден считаться и с тем, что ученик привносит в школу из семьи. Около половины детей не посещают детсады и не получают подготовку к совместной учебе и общению в классе. Известно, что «улица» может оказывать негативное влияние на ребенка, приучая к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, побуждая к насилию, ксенофобии, воровству.
Неприглядную роль в этом отчасти играют телевидение, кино, Интернет. Культ денег и наслаждений, коррупция, обман, насилие прививают части молодежи эгоизм, потребительское отношение к жизни, выраженное формулой «я-всё-сейчас». Учителя не должны игнорировать сложившиеся взгляды, привычки, характеры учащихся. Им следует закреплять в сознании учащегося положительные моменты и устранять дефекты семейного и уличного воспитания, предупреждать и вытеснять порочное воздействие на детей социальной среды, противопоставляя ей подлинные ценности.
Учитель не вправе избегать ответственности за гражданское и нравственное созревание своих питомцев, тем более что доминирующая роль семьи в воспитании детей и юношества в последнее время снижается. Качество успеваемости зависит от таких свойств ученика, как любознательность, трудолюбие, дисциплинированность, которые не наследуются, а воспитываются, прививаются.